ИОНИЗИРОВАННАЯ ПИТЬЕВАЯ ВОДА

Статьи о товарах

Здоровый миллиардер: Чак Фини

Основатель торговой сети Duty Free Shoppers 81–летний Чак Фини (Chuck Feeney) развеивает общепринятые понятия о том, каким должен быть миллиардер. Состояние этого человека – 7,5 миллиардов долларов, но его не интересуют дорогие рестораны, автомобили, недвижимость. Он одевается в повседневную простую одежду, ходит в супермаркеты, ездит на общественном транспорте, летает эконом-классом, и живет в съемной квартире.

Необычным бизнесменам предметы роскоши ни к чему. Более того, во всем мире предприниматель знаменит как «Филантроп XX века», отдавший свои миллиарды в благотворительный фонд. Бизнес на беспошлинной торговле Фини начал свой бизнес с самых низов, продавая алкоголь матросам американского военно-морского флота. Благодаря тому, что он обладал опытом службы в ВВС во время Корейской войны, Фини легко уговаривал пустить его на корабли. «Морякам нравился мой американский акцент. Так что если деньги не спускались на проституток, то доставались нам», – говорит Фини в интервью Financial Times.


Вместе с приятелем из университета, Робертом Миллером, Фини начал продавать беспошлинные товары туристам. Тогда масштаб идеи под названием Duty Free еще никто не понимал, и Фини решил занять эту нишу. Товары в его магазинах не облагались акцизами, пошлинами и НДС, а соответственно цены в них были намного ниже тех, что предлагались в крупных супермаркетах. Типичный ассортимент – спиртные напитки, табачные изделия, парфюмерия. Впоследствии к компании присоединились налоговый консультант Тони Пиларо и бухгалтер Аллан Паркер, что позволило вывести дела на более профессиональный уровень.


Так и родился бизнес Duty Free Shoppers. Темп роста бизнеса просто поражал: в 1960 г. магазины Duty Free Shoppers были открыты в Гонолулу и Гонконге, чуть позднее – в Анкоридже, Сан-Франциско и на Гуаме. Бизнес еще сильнее вырос и укрепился благодаря японскому экономическому буму. Дело в том, что после Второй мировой войны в Японии были введены ограничения на выезд туристов за рубеж, чтобы помочь восстановиться экономике. Но в 1964 г. ради токийской Олимпиады Япония сняла все запреты, и японцы ринулись путешествовать. И в магазинах Duty Free японские туристы могли купить сувениры, сигареты, коньяк и множество других вещей.


В качестве метода привлечения клиентов Фини принимал на работу девушек исключительно с азиатской внешностью. Вскоре Фини стал платить гидам, чтобы они отправляли туристов в магазины Duty Free Shoppers перед заселением в гостиницы. Фини доплачивал сотрудникам туркомпаний, и те приводили туристов именно в его магазины. Более того, Фини специально нанимал аналитиков, чтобы просчитать, какие города станут популярными в дальнейшем у японских туристов. По итогам исследования оказалось, что в ближайшее время популярным пляжным курортом у токийцев может стать крошечный остров Сайпан.


Но проблема заключалась в том, что на Сайпане не было аэропорта. И тогда, чтобы получить возможность торговли на острове Сайпан, в 1976 году Duty Free Shoppers вложила $5 млн. в строительство аэропорта. Разумеется, подобная агрессивная стратегия позволила бизнесу расти и развиваться огромными темпами: всего за четыре первых года деятельности магазины Duty Free Shoppers появились в более чем 27 странах мира, а общий штат сотрудников насчитывал около 200 человек. «Отдай пока жив» Но по-настоящему удивляет то, как Фини распорядился полученной прибылью. В 1982 году он тайно организовал фонд The Atlantic Philantropies и перевел в его владения не только свои акции в Duty Free Shoppers, но акции остальных появившихся к тому времени бизнесов: сети отелей и магазинов, спортивные клубы, инвестиции на общую сумму $1,6 миллиарда. The Atlantic Philantropies стал самым большим тайным благотворительным фондом в мире. За 27 лет своего существования фонд спонсировал свыше 4600 проектов на общую сумму более 4,4 миллиарда долларов.


Причем этого экстравагантного бизнесмена не интересует не только деньги, но и слава: на протяжении двух десятилетий Фини отдавал сотни миллионов долларов анонимно. Получатели средств не знали имени дарителя, а зачастую с них бралось слово о неразглашении. Фини даже проводил тайные встречи с журналом Forbes – чтобы не упоминаться в их рейтингах. Так никто не догадывался о его благотворительной деятельности.


Но в 1988 году журнал «Forbes» все же разместил на страницах информацию о сети магазинов Duty Free Shops и о его основателе, расположив его на 31 месте среди всех богатых людей Америки. С сожалением Чак произнес тогда: «Ну вот, мы теперь у всех на виду». Хотя и после «разоблачения» Фини вел себя очень скромно. Например, известно, что вплоть до 2013 года он дал не больше пяти интервью. Благотворительный фонд стал главным делом Чака Фини. Эффективность деятельности The Atlantic Philanthropies достигается благодаря способностям Фини как крупного дельца. Фонд занимается «высокомаржинальной» благотворительностью, то есть из каждого пожертвованного доллара извлекается максимальная польза. Фини делает так, чтобы благотворительные учреждения соревновались за его пожертвования, требуя от них подробных и четких бизнес-планов. Если в проекте что-то идет не по плану, Фини урезает финансирование.


Обещая значительные пожертвования, он принуждает государство и других жертвователей не отставать от него. К примеру, в 1997 году Фини предложил вложить $100 млн. в развитие университетов Ирландии, но только при условии, что правительство тоже инвестирует значительные средства. И все получилось: вложения The Atlantic Philanthropies, $226 млн., принесли системе университетского образования $1,3 млрд. государственных денег. По желанию Фини, руководство фонда ставит себе за цель к 2020 пожертвовать все до цента. В планах фонда входит дарить в среднем $350 миллионов долларов в год до 2016. Следуя интересам своего основателя и дарителя, Чака Фини, фонд за последние три десятилетия дарил миллиарды долларов университетам для строительства библиотек, спортзалов, кафедр, стипендий, медицинским центрам и исследовательским институтам для разработок, социальным программам и благотворительным организациям по всему миру. Мало кто из современников делал пожертвования такого масштаба, и никто из людей с таким состоянием, как у Фини, не вкладывал в благотворительность весь свой капитал при жизни.


Поэтому, конечно, всех больше интересует, почему человек, чье состояние превышало состояние Дэвида Рокфеллера или Дональда Трампа, решил отказаться от всего и жить по принципу необходимой достаточности (или достаточной необходимости). Да еще отдал все анонимно, без всяких надписей, громких благодарственных слов и публикаций. Многие сочли бы такое поведение, по крайней мере, неразумным. Например, в одной из серий популярного сериала «Доктор Хаус», когда в больницу попадает молодой человек, который жертвует свои миллионы всем нуждающимся, Хаус считает безграничную щедрость пациента симптомом болезни. Он приводит в качестве аргумента: «Когда сердце болит – это болезнь, когда болит за других – идиотизм». Чак Фини в этом вопросе немногословен и объясняет свои поступки философией Giving While Living – «Отдавай свои деньги, пока жив».Фини так формулирует главное правило для благотворителей: чтобы жертвовать деньги, не нужно ждать, пока ты состаришься. Лучше сделай это сейчас, пока ты полон энергии и можешь что-то изменить. Фини рассказывает, что его вдохновило эссе «Евангелие богатства» Эндрю Карнеги – американского сталепромышленника, мультимиллионера и филантропа, жившего в 1835–1919 гг. Он в свое время финансировал строительство Карнеги-холла, Фонда и Института Карнеги. Карнеги доказывал, что у богатых есть ответственность – распределить свое богатство. Ему принадлежат слова: «Человек, который умирает богатым, умирает опозоренным». «В Америке логичнее раздавать деньги при жизни, ведь после смерти их в виде налогов отбирает государство», – убеждает Фини. «Каждый строит ту структуру бизнеса, которая соответствует его целям», – философски заключает Фини. Это правило и своеобразный образ мыслей проявляется также в том, как он платит налоги. Фини старался уйти от их уплаты с того момента, как основал бизнес в Лихтенштейне и оформил свою холдинговую компанию на Бермудах на имя своей жены-француженки. Согласно жизненной логике Фини, сэкономив на налогах, можно больше отдать на благотворительность. Он считает, что настоящий успех – не иметь огромное количество денег, а создать и поддержать счастливую здоровую семью и баланс в жизни: бизнес, семья, время учить и время учиться. Он получает удовольствие от процесса делания денег, но сами деньги его не волнуют. «Мне никогда не нравилась жизнь миллионера – приватные джеты, суперлюксовые товары... Хорошая еда, хорошее вино и хорошие друзья достаточны для полноты в жизни».